Российское общество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей

Акуш. и гин.: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 9-11

Термин "непрерывное медицинское образование" (НМО) был введен Всемирной федерацией медицин­ского образования в начале XXI в. Под НМО понимается всякая деятельность, направленная на поддержание, разви­тие или повышение уровня знаний, приобретение новых на­выков, совершенствование профессиональной деятельности и создание связей, которые врач использует для оказания медицинской помощи больным и обществу, а также помощи коллегам (Американская медицинская ассоциация, 2007; Аккредитационный совет по непрерывному образованию, 2007).

В связи с тем, что высшего и последипломного образо­вания для поддержания должного уровня компетентности врача в течение всей жизни недостаточно, важно, чтобы врач пополнял недостающие знания и мог отвечать на вы­зовы времени: быстрое увеличение объема информации, по­явление большого количества новых технологий, изменение потребностей здравоохранения и социальных потребностей, а также влияние политических и экономических факторов на практическую медицину. В непрерывном медицинском об­разовании большую роль играют мотивация врача и навыки самостоятельного обучения. Общество должно быть увере­но, что практикующие врачи в курсе последних достижений теории и практики.

В большинстве развитых стран врачи обязаны и имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию как с помощью традиционных образовательных технологий (обучение в образовательном учреждении путем прохождения курса лекций и практических занятий), так и более современно, путем самостоятельного изучения специаль­ных электронных обучающих материалов. Полученные ме­дицинскими работниками знания учитываются в форме ус­ловных единиц - кредитов. Кредиты в НМО - это баллы или условные единицы измерения значимости образовательно­го мероприятия. В большинстве стран за 1 кредит принят 1 ч, т.е. длительность образовательного мероприятия.

С целью мотивации врачей к НМО используются следу­ющие механизмы: получение НМО является условием ре-лицензирования и карьерного роста, оно учитывается при заключении контракта и выплате премии, число кредитов, набранное каждым врачом, публикуется в реестре лицензи­рованных врачей (т.е. эта информация является достояни­ем коллег, а в ряде случаев - пациентов).

Существующая до последнего времени в России система непрерывного образования врачей (так называемое усо­вершенствование, ресертификация) была основана на еди­новременном однократном прохождении циклов усовер­шенствования 1 раз в 5 лет на протяжении всей трудовой карьеры. Такой цикл тематического усовершенствования представлял собой квинтэссенцию актуальных вопросов по данной специальности в целом или ее больших разделов, и, таким образом, врач одноразово получал огромный объ­ем информации. Имея свои положительные стороны, такая система ограничивала возможности врача при выборе ва­риантов повышения квалификации, так как иные формы, кроме одноразового цикла, не учитывались.

Несмотря на различия, структура, процедуры и ре­зультаты последипломного медицинского образования по всему миру все больше унифицируются. Безусловно, меж­дународные стандарты следует модифицировать или до­полнять в соответствии с потребностями и приоритетами отдельных регионов, государств и даже образовательных учреждений. Каждое государство самостоятельно обе­спечивает соответствие программ последипломного ме­дицинского образования потребностям и задачам своей системы здравоохранения.

Ключевым моментом развития НМО в России стало соз­дание в 2013 г. по инициативе Национальной медицинской палаты и Ассоциации медицинских обществ по качеству при поддержке Минздрава России Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтическо­го образования, основная цель которого - модернизация системы дополнительного профессионального образования в стране (официальный сайт -http://www.sovetnmo.ru).

Одна из важнейших задач внедрения системы НМО в стране - возможность обучаться в образовательных учреж­дениях не только циклами, но и по месту проживания, путем внедрения и освоения новых видов образовательной актив­ности: через посещение конференций и семинаров, прово­димых профессиональными обществами, самостоятельную работу с электронными интерактивными образовательными модулями, участие в вебинарах, дистанционных лекциях и т.д. Таким образом, врач сможет получать образование более равномерно - предполагается, что в год необходимо будет набирать 50 кредитов (примерно по 1 часу-кредиту в неделю) с помощью небольших циклов, отдельных меро­приятий и электронных модулей.

Уже сегодня все врачи, у которых истекает сертификат специалиста, могут пройти очередной цикл ресертификации по модели "108 + 36", где 108 ч (3 нед) -обучение в об­разовательной организации, а 36 ч - обучение с помощью материалов профессиональных обществ (см. приказ Мин­здрава России № 328 от 09.06.2015). Список образователь­ных организаций, предлагающих новую модель обучения, уже сегодня превышает 50, и он продолжает пополняться новыми участниками. После прохождения в 2016-2020 гг. сертификационного цикла (в зависимости от срока истече­ния действующего сертификата у каждого специалиста) врач должен вступить в новую модель обучения и ежегодно нака­пливать не менее 50 кредитов образовательной активности. Иначе говоря, например, врач у которого сертификат закон­чится в 2017 г., в 2017 г. может пройти цикл ресертификации (по старой системе - 144 ч в образовательной организации, либо по новой системе - по модели "108 + 36"), и далее начи­нает каждый год набирать по 50 кредитов, чтобы через 5 лет (в данном примере в 2022 г.) на аккредитации предъявить набранные 250 кредитов НМО. В настоящее время соответ­ствующий приказ Минздрава России находится на утвержде­нии (см. https://regulation.gov.ru/projects#npa=45732).

Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) од­ним из первых приняло участие в реализации программы НМО. Разработаны основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы по акушерству и гинекологии: руководства, клинические рекомендации, национальные руководства, образовательные журналы, электронные образовательные модули, проводятся научно-образовательные мероприятия для врачей.

Как участник внедрения модели НМО РОАГ обеспечивает разработку и оценку дистанционных компонентов образова­тельной программы акушеров-гинекологов на соответствие установленным требованиям: электронные учебные модули и учебные мероприятия (конгрессов, симпозиумов, семина­ров, вебинаров, интерактивных школ и др.). В 2015-2016 гг. РОАГ подготовило 65 электронных учебных модулей, и 40 из них уже прошли утверждение Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтическо­го образования Минздрава России.

Электронные учебные модули (далее модули) - это об­учающие материалы, предназначенные для самостоятель­ного изучения, размещенные на образовательных интернет-сайтах. Это особый формат электронного издания для НМО, содержащего информацию по узкой тематике акушерства и гинекологии, предназначенного для конкретной целевой аудитории, небольшого объема -рассчитан на 40-60 мин самостоятельного изучения врачом. Модули могут включать иллюстрации, видео- или аудиоряд и, обязательно, контроль­ные задачи, на которые врач должен правильно ответить, чтобы завершить модуль.

Врач может выбирать модули, ориентируясь на назва­ние и аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1-2 образовательных кредита, которые зачисляются в его индивидуальный отчет на портале (портфолио). Таким обра­зом, врач сможет набирать до 14 кредитов из 50 необходи­мых ежегодно (в рамках ресертификации по новой модели "108 + 36" - до 20 кредитов).

Для удобства образовательного процесса и максималь­ной доступности дистанционного обучения врачей созда­ются интернет-платформы, проводящие интернет-семинары (вебинары), затрагивающие основные вопросы ежедневной практики врача акушера-гинеколога. Врач может принять непосредственное участие в вебинаре, предварительно зарегистрировавшись. Интернет-платформа гарантирует сохранность персональных данных, она обеспечивает на­дежную и эффективную обратную связь и техническую под­держку пользователей, при наличии интернет-подключения предоставляет возможность лектору проводить семинар со своего рабочего места.

Помимо указанных дистанционных технологий начис­ление кредитов врачам происходит и за участие в аудитор­ных учебных мероприятиях: конгрессах, симпозиумах, кон­ференциях, семинарах, школах и др. Количество кредитов, начисленных рецензентами РОАГ для утверждения Коорди­национным советом по развитию непрерывного медицин­ского и фармацевтического образования Минздрава России, зависит от продолжительности, результативности, качества и значимости учебного мероприятия.

Постоянно дополняющийся актуальный список для из­учения материалов и мероприятий доступен на образова­тельном портале Минздрава России по адресуhttp://edu. rosminzdrav.ru/ и на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России по адресу http:// sovetnmo.ru/. Регистрация на данных сайтах и их использо­вание бесплатны для всех врачей.

Необходимо отметить, что содержание образователь­ных дистанционных материалов для акушеров-гинекологов должно соответствовать уровню развития здравоохране­ния, поэтому необходимо обеспечить их регулярное об­новление по наиболее актуальным темам. Эта работа будет продолжаться под контролем и при непосредственном уча­стии РОАГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 "Об основах ох­раны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образо­вании в Российской Федерации".

3. Приказ Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н "Об ут­верждении порядка и сроков совершенствования медицинскими ра­ботниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессио­нальным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Феде­рации от 1 июля 2013 года № 499 "Об утверждении Порядка органи­зации и осуществления образовательной деятельности по дополни­тельным профессиональным программам".

5. Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н "Об ут­верждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста меди­цинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требо­ваний сертификата специалиста".

6. Приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 "Об ут­верждении Положения о модели отработки основных принципов непре­рывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

7. Приказ Минздрава России № 82 от 18 февраля 2013 года "О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации".

8. Приказ Минздрава России № 328 от 9 июня 2015 г. "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Феде­рации от 11 ноября 2013 г. № 837".

9. "Развитие системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации". Концепция. URL: http://www.cito03.ru/

10. НМО в Российской Федерации. URL: http://www.sovetnmo.ru.

11. WFME Task Force on Defining International Standards in Basic Medical Education, Report of the Working Party, Copenhagen, 1416 October 1999 // Med. Educ. 2000. Vol. 34. P. 665-675.

12. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Copenhagen 2003. URL:http://www.wfme.org

13. World Federation for Medical Education. Postgraduate Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen : WFME, 2003. URL:http://www.wfme.org



Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»