Современные возможности лечения аногенитальных кондилом у девочек и девушек

РезюмеВ данной статье представлены результаты лечения аногенитальных кондилом у девочек и девушек. Дано определение, классификация, виды лечения, частота излечения и прогноз рецидивов данной патологии. Подробно описаны методы диагностики и комплексная терапия (иммуномодулирующая и антибактериальная в сочетании с хирургическим и химическим лечением).

Ключевые слова:аногенитальные кондиломы, девочки, девушки, лечение, диагностика, прогноз

Акуш. и гин.: новости, мнения, обучение. 2017. № 2. С. 37-42.
DOI: 10.24411/2303-9698-2017-00029


Аногенитальные кондиломы (АГК) (венерические бородавки, генитальные кондиломы, в англоязыч­ной литературе - Genital warts); шифр по Между­народной классификации болезней (МКБ-10) А63.0; вызывает вирус папилломы человека (ВПЧ) 6-го и 11-го типов. Данные штаммы возбудителя относятся к ВПЧ низ­кого уровня онкогенности, и в 90% случаев генитальных бородавок находят именно эти типы вируса. Основной путь передачи вируса - половой; в последние десятиле­тия отмечается значительный рост заболеваемости ими в различных странах [1]. По данным Всемирной органи­зации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире отмеча­ется более 42 млн случаев АГК, причем болеют не только взрослые пациенты, но и дети. Среднее время между ин­фицированием и развитием АГК составляет 11-12 мес у мужчин и 5-6 мес у молодых женщин. В редких случаях они могут прогрессировать до малигнизации (опу­холь Бушке-Левенштейна). С каждым днем актуальность проблемы АГК возрастает, что связывают с увеличением количества незащищенных половых актов и увеличени­ем рождения детей от ВПЧ-инфицированных женщин.

Наиболее уязвима для инфицирования вирусом папилло­мы человека (ВПЧ) возрастная группа от 18 до 29 лет - среди них регистрируются высокие интенсивные показатели забо­леваемости АГК, составляющие 55-65% в общей структуре инфекций, передаваемых половых путем (ИППП) [7].

Частота передачи ВПЧ от матери к плоду, по данным разных исследователей, варьируется весьма существенно -от 4 до 87%. При этом инфекция в течение многих лет может персистировать в клетках слизистой оболочки рта ребенка и быть причиной участившегося в последнее время рециди­вирующего респираторного папилломатоза гортани (РРП). По данным исследования, проведенного Н.И. Тапильской и соавт. [9], ВПЧ выявляется у 14,6% новорожденных, ро­дившихся у ВПЧ-инфицированных матерей.

Нередко заболевание запускают и оставляют без внимания, а это может привести к довольно серьезным осложнениям. Исследования последних десятилетий свидетельствуют о том, что 85% пациенток с типичными кондиломами вульвы и промежности имеют дополнитель­ные очаги ВПЧ-инфекции во влагалище или на шейке матки и почти у каждой 4-й из них выявляют ассоцииро­ванные с нею заболевания - цервикальные внутриэпителиальные неоплазии (ЦВН) - различной степени тяжести (G. Grinberg, М. Spitzer и соавт., 1990). Проблема их диа­гностики и лечения привлекает внимание врачей раз­личных специальностей многих стран ввиду способности вируса инициировать злокачественные процессы нижних отделов половых путей женщины.

Согласно данным ФС государственной статистики, часто­та АГК, по данным Минздрава России, в 2001 г. составляла 26 на 100 тыс. населения [2], в 2009 г. - 34,4, в 2012 г. -25,9 на 100 тыс. населения, а в 2015 г. - 21,2 (рис. 1).

В Германии в 2006 г. частота кондилом у женщин и мужчин 22-29 лет составила 462 и 345 на 100 тыс. населения соответственно [3], в Англии (2000) у жен­щин 20 и 24 лет - 715 и 699 на 100 тыс. соответственно. В Швеции, к примеру, ежегодно выписывается более 60 тыс. упаковок подофилина и 15 тыс. - имиквимода для топического лечения кондилом [4].

АГК оказывают выраженное влияние на качество жиз­ни. У таких пациенток нередко отмечаются страх заболеть раком, снижение самооценки, боли, зуд, дизурия, диспареуния, снижение и потеря работоспособности.

В многочисленных работах показано, что клинические проявления папилломавирусной инфекции, как правило, сопровождаются изменениями системного и локального иммунитета, предрасполагающими к активизации вируса.

Выделяют несколько клинических разновидностей АГК:

остроконечные кондиломы - пальцеобразные вы­пячивания на поверхности кожных покровов и сли­зистых оболочек, имеющие типичный пестрый и/или петлеобразный рисунок и локализующиеся на коже внутреннего листка крайней плоти и головки поло­вого члена, в области наружного отверстия моче­испускательного канала, малых половых губ, входа во влагалище, влагалища, шейки матки, паховой об­ласти, промежности и анальной области;

бородавки в виде папул - папулезные высыпания без пальцеобразных выпячиваний, локализующиеся на кератинизированном эпителии (наружный листок крайней плоти, тело полового члена, мошонка, лате­ральная область вульвы, лобок, промежность и перианальная область);

поражения в виде пятен - серовато-белые, розо­вато-красные и красновато-коричневые пятна на слизистой оболочке половых органов;

бовеноидный папулез и болезнь Боуэна - папулы и пятна с гладкой бархатистой поверхностью; цвет элементов в местах поражения слизистой оболочки бурый или оранжево-красный, а поражений на коже - пепельно-серый или коричнево-черный;

■ гигантская кондилома Бушке-Левенштайна - мел­кие бородавчатоподобные папилломы, сливаю­щиеся между собой и образующие очаг поражения с широким основанием.

Выбор метода лечения АГК зависит от морфологии, размеров, количества и локализации высыпаний, возрас­та пациентов, наличия беременности и опыта врача.

Цели лечения - деструкция аногенитальных борода­вок, предупреждение развития осложнений, уменьшение числа рецидивов и улучшение качества жизни пациентов. Стоимость лечения кондилом высока, а эффективность лечения порой неполная. В настоящее время эффектив­ность методов лечения АГК, даже с учетом проведения повторных курсов, составляет 60-80% (рис. 1) [5]. Реци­дивы в 25-50% случаев наступают в течение первых ме­сяцев после лечения, чаще всего они обусловлены реак­тивацией вируса. Для примера, стоимость лечения в США ежегодно составляет 176,4 млн долл. США [6]. Лечение АГК, как и других ИППП, следует проводить обоим поло­вым партнерам, причем в период его проведения им сле­дует соблюдать половой покой.

Методами выбора лечения аногенитальных бородавок у детей являются физические методы деструкции, не вызы­вающие токсических побочных реакций [7] (см. таблицу).

В любом случае первым этапом тактических действий врача при обнаружении АГК является оценка локали­зации и площади поражения, клинико-лабораторное обсле­дование, куда входят:

расширенная кольпоскопия;

цитологическое исследование мазком с экзо-и эноцервикса;

микробиологическое исследование содержимого цервикального канала и влагалища;

бактериоскопическое исследование микрофлоры половых путей;

обследование на ИППП, в том числе на ВПЧ;

по показаниям - обследование на ВИЧ, гепатит В и С, сифилис.

Материал и методы

Нами проведено комплексное обследование и лече­ние 65 девочек и девушек с АГК. Минимальный возраст пациенток составил 4 года, самые старшие девушки были в возрасте полных 17 лет. В возрасте 4 лет было 2 (3,1%) пациентки, 7 лет - 3 (4,6%), 10 лет - 1 (1,5%), 14 лет - 7 (10,8%), 15 лет - 12 (18,5%), 16 лет - 19 (29,2%), 17 лет -21 (32,3%). В 69,5% случаев девочки-подростки в воз­расте от 14 до 17 лет оказались сексуально активными. Из гинекологического анамнеза известно, что установив­шийся цикл менструации отмечали лишь 19,5% девушек, остальные 80,5% указали на нерегулярный менструаль­ный цикл - олигоменорею.

Все пациентки были обследованы для определения инфицированности ВПЧ впервые с учетом предъявляе­мых жалоб: зуд в области наружных половых органов, па­тологические выделения из половых путей, образования аногенитальной области.

В работе использовались следующие методы обсле­дования: общеклинический, полимеразная цепная реак­ция (ПЦР) в реальном времени для определения ДНК ВПЧ с применением тест-системы "АмплиСенс" и выявлением типов высокого канцерогенного риска (16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59-й) и низкого канцерогенного ри­ска (6, 11-й), ПЦР-диагностика урогенитальной инфекции, включая хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, вирусы про­стого герпеса (ВПГ) и цитомегаловирусы (ЦМВ). Девочкам, не живущим половой жизнью, дополнительно проводили культуральное исследование из влагалища. Девочкам, жи­вущим половой жизнью, проводили кольпоскопию и цито­логическое исследование мазков с экзо- и эндоцервикса.

Для лечения мы использовали комплексный препарат виферон, состоящий из рекомбинантного интерферона (ИФН) альфа 2b и антиоксидантов (витамины Е и С), в суп­позиториях по 500 тыс. МЕ 2 раза в день, per rectum, № 10, а также гель виферон местно на область кондилом 2-3 раза в день в течение 30 дней при необходимости в со­четании с антибактериальными препаратами.

Терапевтическое действие препарата виферон обе­спечивается эффектами входящих в его состав рекомбинантного ИФН альфа 2b и всем комплексом компо­нентов препарата, активно дополняющих друг друга. Комплексный состав препарата виферон обусловливает ряд эффектов: в сочетании с мембраностабилизирующими компонентами противовирусная активность рекомбинантного ИФН возрастает в 10-14 раз, усиливается его иммуномодулирующее действие на Т- и В-лимфоциты, нормализуется содержание иммуноглобулина Е, отсут­ствуют побочные эффекты. Взаимодействие компонен­тов препарата виферон позволяет значительно снизить дозы и продолжительность курсов антибиотикотерапии. Ректальное введение рекомбинантного ИФН позволяет достичь его более высокой концентрации и более дли­тельного, чем при парентеральных методах введения, нахождения в крови (Малиновская В.В., 1998). Терапия вифероном (500 тыс. МЕ ИФН альфа 2b) проводилась по схеме: ректально 1 свеча 2 раза в сутки, 10 дней. Парал­лельно топически применяли гель виферон (36 тыс. МЕ ИФН альфа 2b) 2 раза в сутки в течение 30 дней. Препарат наносили тонким слоем на кожу и слизистую оболочку наружных половых органов 2-3 раза в день, в результате чего формировалась тонкая пленка, покрывающая пора­женные участки, а также близлежащие здоровые ткани. Местное действие препарата позволяет исключить веро­ятное повторное инфицирование базальных слоев эпите­лия вирусом, а также блокирует сборку вирусных частиц в поверхностных слоях клеток.

В случае обнаружения сопутствующей специфической или бактериальной микст-инфекции мы использовали си­стемные антибактериальные препараты peros (джозамицин, доксициклин, азитромицини и др.) соответственно чувствительности к антибиотикам или местные лекар­ственные формы, такие как комбинированный препарат полижинакс (№ 12 per vaginum), содержащий полимиксин В, нистатин и неомицин. Параллельно проводили нормализацию кислотности влагалища при обнаружении Gardnerella vag., так как известен факт прогрессирования папилломавирусной инфекции (ПВИ) при защелачивании влагалищной среды.

В качестве комбинированной терапии использова­ли радиоволновую и химическую деструкцию раствором солковагин.

Результаты

Кондиломы наружных половых органов и влагалища определялись у всех пациенток, их количество и размеры варьировали от единичных до множественных, от 0,3 до 1,5-2,0 см.

При генотипировании ВПЧ определялись 6, 11, 16, 18, 33, 45, 56 и 49-й типы. Чаще всего мы определяли 2 типа вируса и более - у 83,1% (n=54) пациенток. Доля пациен­ток, инфицированных низкоонкогенными типами вируса (6 и 11-й), составила 64,6% (n=42), а высокоонкогенные типы (16, 18, 33, 45, 56 и 49-й) определялись у 60,0% (n=39) девочек.

При проведении ПЦР-диагностики ИППП Chlamydia trachomatis выявлена у 3,1% (n=2) пациенток, Ureaplasma -у 27,7% (n=18), Candida albicans - у 16,7% (n=5), Gardnerella vaginalis - у 58,5% (n=38).

По результатам кольпоскопии нормальная кольпоскопическая картина определялась у 68,3% (n=28) пациен­ток, эктопия шейки матки - у 100% (n=41), атипическая кольпоскопическая картина была диагностирована со­ответственно у 31,7% (n=13), из них мозаика - у 61,5% (n=8), пунктация - у 78,0%% (n=10), ацетобелый эпите­лий - у 69,2% (n=9).

По результатам цитологического исследования LSIL: CIN I определялась у 10,8% пациенток (n=7), ASC-US - у 9,2% (n=6).

На фоне лечения через 1 мес исчезновение остроко­нечных кондилом произошло у 29 (44,6%) пациенток.

После проведенной терапии 17 (26,2%) пациенткам с неудовлетворительным эффектом дополнительно про­ведена радиоволновая деструкция образований, а еще 19 (29,2%) пациенткам в качестве комбинированной те­рапии была проведена местная обработка препаратом солкодерм, действие которого основано на коагуляции белков кожи и слизистых оболочек за счет содержащихся в его составе концентрированных кислот, на фоне чего у пациенток данной группы произошла полная регрессия образований

Через 3 мес от начала лечения мелкие единичные папилломы были обнаружены только у 2 пациенток, ко­торые расценивались как вестибулярный папилломатоз. Случаев прогрессирования и рецидивов АГК во время и после лечения не отмечено.

Через 6 мес по результатам онкоцитологии у 100% девушек выявлена нормальная цитологическая картина (NILM), ПЦР-диагностика ВПЧ выявила отсутствие виру­са у 27,7% (n=18), у остальных сохраняется персистенция вируса без клинических проявлений; рецидивов АГК к этому времени ни у одной из пациенток не отмечено.

Таким образом, комбинированная терапия с исполь­зованием иммуномодулирующих препаратов в сочетании с деструктивными методами лечения является эффектив­ным и безопасным методом лечения девочек и девушек с АКГ.

В настоящее время наблюдение за пациентками про­должается.

Выводы

Своевременная диагностика, проведение комплекс­ной терапии, включающей иммуномодулирующую, ан­тибактериальную (системную и местную) в сочетании с хирургическим и химическим лечением позволяет достигнуть хорошего эффекта в лечении АГК у девочек и девушек. Стоит помнить о профилактических возмож­ностях современной медицины: о вакцинопрофилактике ВПЧ-ассоциированных заболеваний, в том числе АГК, которую целесообразно проводить до сексуального дебюта в возрасте 12-13 лет. Детей, подвергшихся сек­суальному насилию, рекомендуется прививать с 9 лет (Heim et aL, 2002).

Литература

1. Jansen K., Shaw A. HPV clinical problems // Ann. Rev. Med. 2004. Vol. 55. P. 319-331.

2. Александрова Г.А., Кубанов А.А., Мелехина Л.Е., Богдано­ва Е.В. и др. Статистические материалы: заболеваемость, ресурсы и деятельность кожно-венерологических учреж­дений. М., 2013. 119 с.

3. Dunne E. Strategies to monitor HPV vaccine impact in US // Abstracts of 25 HPV Conference. Sweden, 2009.

4. European Centre for Disease Prevention and Control. Introduction of HPV vaccines in EU countries - an update. Stockholm : ECDC, 2012. http://www.ecdc.europa.eu/en/publications/publications/20120905_gui_hpv_vaccine_ update.pdf. (date of access March 22, 2013) 5. Allen A.L., Siegfried E.S. What's new in human papillomavirus infection // Curr. Opin. Pediatr. 2000. Vol. 12. P. 365-369.

6. Chesson H., Blandford J., Gift T. The estimated direct medical cost of sexually transmitted diseases among American youth, 2000 // Perspect. Sex. Reprod. Health. 2004. Vol. 36. P. 11-19.

7. Перламутров Ю.Н., Рахматулина М.Р., Соколовский Е.В., Чернова Н.И. Федеральные клинические рекомендации по ведению больных аногенитальными (венерическими) бородавками. М., 2013. 12 с.

8. Clinical Effectiveness Group. Association for Genitourinary Medicine and the Medical Society for the Study of Venereal Diseases. National Guideline for the Management of Anogenital Warts 2007. URL: http://www.bashh.org/guidelines. Lastaccessed on 11.01.010.

9. Тапильская Н.И., Воробцова И.Н., Гайдуков С.Н. При­менение Виферона в третьем триместре беременности с целью профилактики инфицирования новорожден­ных вирусом папилломы человека // Практ. мед. 2009. Вып. 34. С. 101-102.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»