Российское общество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медицинского образования

Резюме

За прошедшие годы Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) приняло активное участие во внедрении новых форм обучения по системе непрерывного медицинского образования (НМО), в том числе дистанционном обучении акушеров-гинекологов. В статье описан начатый в 2016 г. успешный образовательный проект - выездные "Региональные образовательные школы РОАГ", получивший официальную поддержку со стороны Минздрава России. В статье представлен краткий отчет по работе Школ во всех федеральных округах России, описаны их преимущества и формат преподавания, выявлены проблемы, появляющиеся на пути внедрения НМО на территории Российской Федерации, а также представлены планы на будущее по улучшению работы Школ.

Ключевые слова:Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ), акушеры-гинекологи, непрерывное медицинское образование, региональные образовательные школы РОАГ, дистанционное обучение, кредиты

Для цитирования: Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медицинского образования // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 7, № 2. С. 64-67. doi: 10.24411/2303-9698-2019-12008.

В стране продолжается внедрение новой модели повышения квалификации врачей: непрерывное медицинское образование (НМО) с участием профессиональных медицинских обществ. Требования современной медицины диктуют абсолютную необходимость непрерывного и качественного последипломного образования.

В рамках федерального пилотного проекта по НМО в соответствии с приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837 "Внедрение системы непрерывного медицинского образования с участием профессиональных некоммерческих организаций в отдельных субъектах РФ" в России стала внедряться гибкая система кредитного непрерывного последипломного образования c целью сделать ее более доступной и достижимой для медицинских работников.

Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) одним из первых общественных профессиональных организаций приняло участие в реализации программы НМО. Разработаны основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы по акушерству и гинекологии, проводится оценка дистанционных компонентов образовательной программы акушеров-гинекологов на соответствие установленным требованиям: электронные учебные модули и учебные мероприятия (конгрессы, симпозиумы, семинары, вебинары, интерактивные школы и др.).

За это время особое внимание РОАГ уделяло совершенствованию форм НМО, улучшению содержания и качества образовательных программ, мероприятий и материалов, способствующих повышению квалификации и профессионализма врачей, поддержанию связей среди врачей, обмена опытом не только в акушерстве, гинекологии и неонатологии, но и в других смежных областях, например в управлении, социальной сфере, а также повышению юридической грамотности. РОАГ должно быть уверено - практикующие акушеры-гинекологи в курсе последних достижений теории и практики.

За прошедшие годы РОАГ приняло самое активное участие во внедрении новых форм обучения по системе НМО: организовано дистанционное обучение акушеров-гинекологов, для реализации которого подготовлено >90 обучающих электронных модулей; крайне привлекательна возможность применения технологий видеоконференций (читаются онлайн-курсы, лекции-вебинары), которые позволяют обеим сторонам осуществлять живое общение в видеорежиме.

Продолжается начатый в 2016 г. успешный образовательный проект - выездные "Региональные образовательные школы РОАГ" (Школы). Наряду с крупными форумами, конференциями и пленумами, проводимыми по проблемам акушерства, гинекологии и неонатологии и часто не позволяющими в силу удаленности или финансовой составляющей участвовать в их работе многим врачам из других регионов, РОАГ решило приблизить источники знаний к заинтересованной аудитории для обсуждения общих и региональных проблем. Этот проект получил высокую оценку специалистов и стал важной и неотъемлемой частью в новой системе непрерывного профессионального образования акушеров-гинекологов регионов. О повышении статуса и престижности Школ РОАГ в 2019 г. говорит их официальная поддержка со стороны Минздрава России (информационное письмо от 23.01.2019 № 15-4/137-07).

Проект продолжает свое развитие и о его востребованности можно судить по следующим данным: начиная с 2016 г. прошло 28 Школ во всех федеральных округах России. Всего в рамках нового формата прошли обучение более 13 тыс. специалистов из разных регионов и городов страны, более 6 тыс. врачей приняли участие в работе Школ онлайн. Специализация участников была представлена следующим образом: акушеры-гинекологи - 75%, неонатологи - 9%, анестезиологи-реаниматологи - 3%, детские гинекологи - 2%, эндокринологи - 4%, онкологи - 2%, специалисты ультразвуковой диагностики - 2%, андрологи - 1%, репродуктологи - 1%, другие специализации - 1%.

Каждый слушатель Школы оценил возможность получать необходимую образовательную информацию в удобном виде, в подходящем для него месте, в нужное время и смог пополнить персональное портфолио 12 баллами (кредитами) НМО, необходимыми для дальнейшей аккредитации по специальности. Статистика обратной связи с участниками показала следующее: более 83% слушателей Школ отметили актуальность содержания научной программы, 87% приобрели новые профессиональные знания, 81% отметили высокое качество организации мероприятия, 75% установили перспективные профессиональные контакты, 78% узнали о новинках фарминдустрии.

Формат преподавания в Школах РОАГ в виде лекций экспертов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, разборов сложных клинических случаев с активным обсуждением освещаемого материала, возможностью прямого общения со слушателями доказали свою эффективность. При составлении научной программы каждой Школы выбираются самые актуальные темы - те, где врачи испытывают затруднения в принятии клинических решений, а также где необходимо обновить тактику лечения пациентов. Это темы, связанные с проблемами невынашивания беременности, осложнениями родов, неотложными состояниями в акушерстве и гинекологии, миомы матки, репродуктивных технологий, эндометриоза, онкогинекологии, эндокринологической гинекологии, контрацепции, неонатологии, андрологии и др.

Регионы также участвуют в наполнении содержания научных программ, особенно где есть профильные научные организации, медицинские вузы, готовящие специалистов по акушерству и гинекологии, неонатологии, обладающие высококвалифицированным кадровым потенциалом, успешно внедренной 3-уровневой системой оказания медицинской помощи матери и ребенку.

В то же время в образовании акушеров-гинекологов, помимо традиционных выездных циклов, планируется активнее использовать современные технологии: электронные, информационные, телекоммуникационные, благодаря которым удастся поддерживать профессиональный контакт практикующих врачей с исследовательскими центрами и ведущими специалистами, осуществлять живое общение, что будет мотивировать врача на востребованность получения новых знаний.

Опыт общения с врачами на местах по вопросам НМО позволил выявить факторы, влияющие на развитие соответствующей мотивации врача и эффективность его НМО: так, не оцениваются кредитами публикации тезисов докладов и статей в журналах, публикации монографий, учебных пособий и методических рекомендаций, а также защита кандидатских и докторских диссертационных работ; при оценке значимости мероприятия учитывается только его длительность, но не качество. Например, равные по длительности научно-образовательные мероприятия: региональные, межрегиональные, национальные и международные, - должны иметь разное количество кредитов, учитывающие многозальность, многосекционность, участие международных экспертов и др.

В 2019 г. Школы состоялись в Саратове, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Ульяновске, Нальчике, Казани, Сургуте, Хабаровске и до конца года пройдут в Тюмени (4-5 сентября), Краснодаре (10-11 октября), Барнауле (7-8 ноября), Омске (11-12 ноября), Ставрополе (28-29 ноября) и Перми (5-6 декабря).

Школы РОАГ - это долгосрочный перспективный проект, который представляет уникальную возможность для общения врачей из регионов с коллегами ведущих научных организаций страны.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.

3. Приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций".

4. Приказ Минздрава России № 328 от 9 июня 2015 г. "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837".

5. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (ред. от 26.04.2018) "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".

6. Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. № 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".

7. Приказ Минздрава от 22.12.2017 № 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов".

8. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 9-11.

9. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Непрерывное медицинское образование акушеров-гинекологов в России: проблемы и перспективы // Гинекология : национальное руководство. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С. 32-37.

10. Баранов И.И., Нестерова Л.А., Серов В.Н. Региональные образовательные школы РОАГ в системе непрерывного медицинского образования // Мать и дитя - 2018 : материалы форума. М., 2018.

11. Непрерывное медицинское образование в Российской Федерации. URL: http://www.sovetnmo.ru.

12. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen : WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЕ РЕДАКТОРЫ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Сухих Геннадий Тихонович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Курцер Марк Аркадьевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Радзинский Виктор Евсеевич
Член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»